Опубликованные материалы

Подходы к организации образования взрослых

12-01-2024 Горошникова Маулиза Натфулловна

Подходы к организации образования взрослых

М.Н.Горошникова
КГКОУ «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа№7»
«Все из жизни, все для жизни»
Главной целью андрагогического образования является производство компетентных людей путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности, обеспечивающих функциональную грамотность, самоопределение, самообучение и социальную адаптацию в современных изменяющихся условиях.
Контингент обучающихся у нас особенный. Это женщины с большими перерывами в обучении, с низким интеллектуальным развитием, с негативным опытом школьных взаимоотношений предыдущих лет, где основная масса страдает комплексом неудачницы, ведет нездоровый образ жизни, имеет неадекватную самооценку и практически отсутствующую мотивацию к обучению. Поэтому наша главная задача разными путями вовлечь обучающегося в процесс обучения, помочь поверить в себя и раскрыть способности каждого. Это сложная работа, в которой, на мой взгляд, самое важное – научится сотрудничать с обучающимися. Не все получается сразу, но есть положительные моменты.


Речь пойдет о проекте «Раздвигая границы возможного», который носит пролонгированный надпредметный характер и предполагает изначально использование окружающей жизни как лаборатории ,в которой происходит процесс познания[4]. Метод проекта открывает наиболее благоприятные возможности в процессе сотрудничества для осуществления межпредметных связей, которые в большей степени стимулируют самообразование обучающегося с учетом жизненного опыта и способствует выработке адекватных нравственных качеств осужденных в условиях пенитенциарной системы обучения. Разнообразные современные формы деятельности развивают ключевые компетенции, а также интерес обучающегося к самому процессу познания. При этом становится легче приохотить (а не заставить) осужденных женщин к участию в творческом деле, носящем образовательный и воспитывающий характер. Проектная деятельность направлена на достижение следующих задач:
1. Формировать и развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности с учетом жизненного опыта взрослых обучающихся через межпредметные связи, осуществляя глубокую связь индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности в сочетании добровольности с обязательным ее выполнением.
2. Воспитать дух сотрудничества в процессе совместной работы, уважительное отношение к мнению оппонента, обоснование высказываемой позиции, готовность к морально - этической оценке использования научных достижений.
3. Предоставить обучающимся свободу высказывания, мысли, создавая ситуации успеха при подготовке и проведении внеклассного мероприятия.
4. Формировать потребности в здоровом образе жизни, в культуре, в жизни социума и поиске смысла жизни в системе «Окружающие люди – Я – женщина - семья» и выработке адекватной шкалы ценностей.
5. Формировать через современные формы деятельности ключевые компетенции: познавательную, рефлексивную, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую.
Исходя из выше перечисленных задач, для сотрудничества с обучающимися в предметной дисциплине учителя физики и математики выделяют основные зоны деятельности:
- связь теории с практикой (наука служит человеку);
- культурные герои;
- экологические проблемы.
Учитывая, что взрослый имеет индивидуальный жизненный опыт целесообразно обсудить темы, которые волнуют его в реальной жизни. Для этого мы предлагаем обучающимся написать открытое письмо самому себе или высказаться в устной форме, отвечая на вопросы: «Что я имею? Что я должен расширить в познаниях? Что я должен изменить в себе для успешного решения определенной проблемы?..»
Из высказываний обучающихся:
«Я живу на севере и имею возможность любоваться красотой северного сияния! Могу описать, если хотите нарисовать, каких видов они бывают, в какое время года и как долго. Мне уже 31 год, но я не знаю и не могу объяснить своим детям почему они возникают?».
Вика
«Мы очень часто проходим флюорографию, в целях выявления злокачественных опухолей, но я слышала, что это вредно, особенно женщинам. Хотелось бы узнать об этом подробно».
Роза
«Я никогда не получала четверок, не выходила к доске и вообще зачем мне эта учеба, мне детей надо растить?»
Лида
Такое ежедневное обсуждение и даст начало плодотворному сотрудничеству, так как взрослый - обучающийся самостоятельно формулирует и анализирует индивидуальную значимую для него проблему из жизни. После обсуждения проблем легко вычленяются подтемы и создаются соответствующие группы, где каждый определяет свою роль. Учитель выступает в роли тьютора на каждом этапе деятельности, стимулирует ее, предоставляя обучающимся свободу, поиск, открытость. В результате рождаются интересные коллективные творческие дела (КТД), которые являются фундаментом сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Представляем содержание некоторых из них:
Долгосрочный мини проект «Нобелиада»:
1. Нобель (культурный герой, изобретения: динамит (для чего?) и премия (наукометр), завещание, сумма Нобелевской премии).
2. Первый лауреат - В.Рентген (служение народу, бескорыстие и др).
3. Тайное и явное великого события.
4. Рентгеновские лучи (источники, свойства, применение, дозы облучения).
5. Просветить тело человека? А душу нужно?!
6. Флюорография (цифровая, пленочная).
7. Раздача информационного листа о своевременном прохождении обследования (злокачественные опухоли, вред курения на легкие, советы молодым мамам и др.).
8. Создание презентации «Х-лучи».
9. Просмотр видео ролика о Рентгене.
Примечание: Представлено содержание первой страницы «Нобелиады».
Главная роль отводится не только развитию интеллектуальных способностей, но и обеспечению положительной динамики вектора духовного развития обучающихся на примерах выдающихся ученых. Страницы проекта посвящены Нобелевским лауреатам, которые воспринимаются в современном мире «культурными героями», расширяющие границы человеческого знания:
-« Золотая клетка для ученого» (П.Л.Капицы);
- « Атом для мира» (Н.Бора)
- « А.Сахаров—человек, будивший совесть»;
-Этическое кредо А. Эйнштейна « Доброта, красота и правда …» и твое- современного человека?
-«Проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью за научно-технические творения. Ядерный щит России».
Изучение пути к открытию формирует у обучающихся физическое мышление, особый способ рассуждений и выводов, принятого в современном мире, несет большой воспитательный заряд.
КТД «Все живое тянется к свету…» Гете.
1. Гениальный опыт Ньютона (спектр, дисперсия и т.д.).
2.Природные явления (радуга, северное сияние, источники света, звезда по имени Солнце..).
3. Мир слепого человека.
4. Свет и цвет. Психология света. Существует ли цвет?:
а) цвет – зодиак – макияж - одеваться по вкусу - цвет помещения;
б) цвет и его влияние на поведение;
в) цвет и музыка;
г) цвет и свет в различных профессиях;
д) цвета российского флага, национальные костюмы.
5. Специфические лучи (инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские) и их применение. Первая помощь при солнечном ударе и ожогах.
6. Создание презентация «Все живое тянется к свету».
7. Видеоролики: «Гениальный опыт Ньютона», «Современный макияж к цвету ваших глаз».
8. Национальные танцы, песни и стихи о свете.
В результате совместной деятельности у обучающихся повышается интерес к предмету, происходит приращение качества знаний, итоговые работы чаще представляются в виде рефератов, презентаций, электронных журналов, чаще используются Интернет ресурсы и справочная литература, возрастает количество выпускников сдающих физику и поступающих в технические профессиональные заведения.
Обучение в сотрудничестве создает комфортные условия для обучения, позволяет развивать у обучающихся информационно-коммуникативную деятельность и способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться

 

Поиск