Опубликованные материалы

Коммуникативная компетентность младших школьников.

20-09-2023 Добрычева Майя Владимировна

Современное общество ставит перед начальной школой важную задачу – воспитание социально-активной личности, которая должна отвечать нравственным и культурным нормам. Главной целью начального образования становится развитие личности ученика, формирование готовности жить и взаимодействовать в изменяющихся условиях окружающей среды. Поэтому основными задачами являются: - развитие различных видов деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, спортивной); - формирование умения учиться; - принятие социальных ролей (ученик, одноклассник, воспитанник); - формирование умений взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Наиболее эффективным путем формирования личности и обеспечения успешности в своей судьбе является самовоспитание. Основу такой позиции составляет субъективное отношение обучающегося к учебной деятельности, деятельности общения, самопознанию, которое опирается на собственные оценки, а не на оценки извне. Поэтому в основе самовоспитания и самопознания лежит самооценка личности, которая влияет на сформированность у обучающихся уверенности в себе, умение увидеть перспективу своего развития. В отечественной психологии проблемы самооценки впервые были подняты Л.С. Выготским в начале XX века. Он рассматривал ее как компонент самосознания личности. По мнению ученого, именно самооценка позволяет человеку строить свое поведение в соответствии с социальными нормами и контролировать собственную деятельность, так как является важнейшей личностной инстанцией. Ученый считал, что самооценка начинает формироваться именно в семилетнем возрасте, когда складывается устойчивое отношение ребенка к себе.


Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Это и компонент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию [Опираясь на анализ психолого - педагогической литературы, выделяют функции самооценки: мотивационную, ориентационную, регулятивную, рефлексивную. Основная функция самооценки – регулятивная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит эффективность его деятельности, реакция на успех и неуспех, его контактность и характер взаимоотношений с другими людьми. Наряду с регулятивной, выделяют ориентационную, защитную и мотивационную и рефлексивную функции .Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке) Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Уровень притязаний личности для стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, и неадекватным, заниженным или завышенным. В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное». Соотношение между «Я – реальным» и «Я – идеальным» (Роджерс, Фрейд, К.Левин) и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Самооценка является субъективным и очень личностным образованием психики. Ее формирование происходит при участии непосредственно личности, отражает в себе качественное своеобразие ее психического мира, в связи с этим самооценка не всегда и не во всем совпадает с объективной оценкой данной личности. Уровень адекватности, истинности, логичности и последовательности самооценки устанавливается на основании ряда проявлений личности в деятельности и поведении.
Существует несколько различных классификаций самооценки. Самооценка может быть:
- оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой стороны – излишней критичности к себе.
-неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. Завышенная самооценка – характерна для высокомерных людей. Они в любой ситуации считают себя правыми, независимо от ситуации, не хотят прислушиваться к чужому мнению, неуважительное отношение к другим становится для них нормальным действием. Люди с завышенной самооценкой очень болезненно реагируют на любую критику. Они не желают признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становятся жестокими, агрессивными, неуживчивыми. Особенность общения с подобными людьми – предъявление требования о том, чтобы окружающие всегда признавали их превосходство. Низкая - свойственна людям, слишком критично к себе.. Явно заниженная самооценка приводит к неуверенности себе, робости, , невозможности реализовывать задатки .
Правильная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему моральное удовлетворение.

 

 

Поиск