28-01-2024
Кузнецова Елена Сергеевна
музыкальный руководитель
Мастер-класс
«Музыкотерапия: музыка как лекарство»
Цель - ознакомление с музыкотерапией как средством здоровье сбережения детей и взрослых.
Задачи:
1. Показать, как музыка воздействует на человека.
2. Познакомить с простейшими приемами музыкотерапии
Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождения, бумагая. Плоскостные цветы, бабочки, буклеты «Музыкотерапия: музыка как лекарство», диски с записями классической музыки. Ход мастер-класса
Наверное, каждый из нас слышал о феномене воздействия разных слов и ритмов на структуру воды. Так, после «прослушивания» тяжелого рока кристаллы воды приобретали неправильную ассиметричную форму. При воздействии же классической музыки получались красивые шестигранные кристаллы. Поскольку организм человека в большей степени состоит из воды, ученые предположили, что положительные или отрицательные эмоции, заложенные в слова и музыку, могут оказывать определенное влияние на организм человека в целом.
А сегодня мы поговорим о музыкотерапии, так
называемом «лечении музыкой»
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
• Рецептивная музыкотерапия (пассивная)отличается тем, что ребенок занимает позицию простого слушателя.
• Активные методы музыкальной терапии предполагают игру на музыкальных инструментах, пение.
• Интегративная музыкотерапия, когда музыка взаимодействует с другими видами искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихотворений, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др.
Сегодня я вам предлагаю некоторые приемы интегративной музыкотерапии. И первая из них – оркестр, но необычный, а бумажный.
Что дает такой вид деятельности детям?
- умение слажено работать в коллективе, наладить контакт между взрослым и ребенком, детей друг с другом;
- развивает внимание, чувство ритма, творческие способности; - учит понимать форму музыкального произведения; - развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Я предлагаю вам сейчас побыть музыкантами, но для этого нам не нужны музыкальные инструменты и умение на них играть. Понадобиться всего лишь листок бумаги. Он тоже может по-разному звучать, когда мы им трясем или ударяем по нему. Попробуем это сделать под музыку В.
Селиванова «Шуточка». Я буду вашим дирижером.
(Исполняется В. Селиванова «Шуточка»)
И еще один прием интегративной музыкотерапии – хор рук или двигательное двух голосие. Все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», и др.).
Данная форма направлена на развитие
• координационной свободы движения, художественно-пластических и двигательных навыков;
• чувства ритма,
• внимания, ассоциативно-образного мышления, способности подражания.
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации, психологических функций организма ребенка:
личностных качеств (попробовать себя в роли лидера (дирижера); «переложить» на себя разнообразные образы окружающего мира, др.);
Сегодня у нас будет хор цветов и бабочек. В этом нам поможет музыка Штрауса «Полька». Первую партию исполняют цветы, нам нужно 6 пар рук (выбирается 6 участников по желанию) и столько же участников для партии бабочек. Слушайте внимательно музыкальное произведение. Когда музыка поменяется, вы поймете, что настала пора вылетать бабочкам и двигаться в соответствии с музыкой. Я буду вашим дирижером. Движениями и словом буду подсказывать каждой партии, что нужно делать.
Звучит «Полька» Штрауса. Участники хора выполняют движения под музыку.
Желаю вам и детям быть всегда здоровыми и слушать хорошую музыку. А если вдруг у вас появятся проблемы, пусть вам помогут мои музыкальные «рецепты». (Родителям раздаю памятки).