23-11-2023
Гошкова Евгения Михайловна
воспитатель, МАДОУ города Нижневартовска ДС №90 "Айболит"
Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций и в том числе традиций народов Ханты и Манси.
Творчество народа всегда тесно связано с его трудовой деятельностью. Каждое изделие, изготовленное для быта, это, прежде всего, практически необходимая вещь, удобная в пользовании и радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось декоративно-прикладное искусство, приобретало законченность форм, глубоко и ярко отражало обычаи, вкусы и склонности народа.
Бисероплетение - старинный, но достаточно актуальный в последнее время вид декоративно-прикладного творчества. Помимо того что данный вид ручного труда способствует развитию мелкой моторики, овладение техникой плетения требует большого внимания, усидчивости, терпения, аккуратности и конечно же тонкого понимания красоты, хорошего эстетического вкуса и фантазии. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаться. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений.
0Бисероплитение - Плетение на проволоке. Плетение на проволоке имеет свои особенности. Проволока материал мягкий, гибкий, но ломкий. Требует аккуратности, точности. Занятия поэтому разделу начинаются со знакомства с техникой безопасности. Далее детей знакомят с особенностями такого материала как проволока, знакомят с инструментами, которые используются для работы в этой технике. Дети изучают элементарные способы плетения на проволоке, способы закрепления проволоки в изделии.
Виды плетения:
• Простое нанизывание
• Петельное плетение
• Параллельное плетение
• Параллельное плетение. Объемные игрушки
• Смешенная техника параллельного и петельного плетения.
• Плетение крестом.
• Смешенная техника параллельного и петельного плетения и плетения
крестом.
• Создание своей схемы
Работа с бисером создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Известные педагоги Е.И. Исена, М.И. Кольцова, А.В. Антакова и др. своими многочисленными исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высоким уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью».
«Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой».
В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, творческого потенциала детей: «и творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Для реализации игровой технологии «Бисероплетение» создан «Центр творчества», где расположены самые разнообразные материалы и инструменты.
Введение каждый раз нового объекта в «Центр творчества » для создания изделия, способствует расширению словаря детей. У детей старшего дошкольного возраста формируем умение выбирать наиболее точные слова. Рассматривая предметы, дети проводят анализ изделия, планируют последовательность его изготовления и осуществляют контроль результата практической работы по образцу или схеме, пополняя и активизируя словарь. Педагог, не только расширяет словарь ребенка, но и помогает понять значения слов, которыми характеризуются свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотые браслеты); смысловые отношения слов: синонимы (ручка двери, ручка снеговика, ручка у чашки); антонимы (большой-маленький, длинный – короткий); словообразование (снег - снеговик - Снегурочка ).Кроме того в процессе анализа и планирования работы развивается связная речь детей.
Алгоритм организации детского творчества сформирован так. чтобы ребенок правильно мог задать вопрос, поставить перед собой задачу, рассуждать, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей.
В ходе работы дошкольники используют в своей речи сложноподчиненные предложения, учатся доказывать свою точку зрения.
Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Побуждаем детей к рассуждению вопросами. Для чего? чтобы ребенок высказывал свою мысль, приводил доказательства правильности или неправильности своего предположения. Здесь уместны игры, загадки, пословицы, познавательные беседы, совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учатся высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний.
Чем старше ребенок, тем сложнее и интереснее его речь. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает и доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. Умеет пользоваться специальной терминологией, ведет конструктивные беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной деятельности.
Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь, а изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.