Опубликованные материалы

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи в ДОУ с детьми ТНР

17-12-2023

Мелашич Елена Владимировна

 Учитель -логопед

Процесс формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является критическим аспектом коррекционной работы. Он включает в себя развитие как лексической базы, так и грамматической компетенции. Важно учитывать визуальные символы, которые помогают не только закреплять лексические элементы, но и осваивать грамматические конструкции.



Исследования в области педагогики и дефектологии, проведенные такими учеными, как Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова, подчеркивают важность этого процесса для последующего успешного развития речи у детей. Результаты исследований подтверждают, что следует придерживаться определенной последовательности в формировании лексико-грамматических конструкций.
Среди ключевых компонентов можно выделить:
1) лексический и грамматический строй речи;
2) процессы фонематического характера;
3) звукопроизношение;
4) просодическая организация звукового потока.
Следует подчеркнуть, что лексико-грамматический строй речи включает в себя:
1) расширение словарного запаса;
2) определение значений слов [3];
3) развитие структуры значений слов;
4) формирование семантических полей и лексической системы;
5) укрепление связей между словами в лексиконе.
Важно отметить, что грамматический строй речи включает:
1) морфологический уровень;
2) синтаксический уровень;
3) навыки использования приемов словоизменения и словообразования;
4) умение строить правильные предложения и корректно использовать слова.
Такой комплексный подход подчеркивает не только важность развития лексико-грамматических навыков, но и их влияние на формирование комплекса языковых умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программы, разработанные такими специалистами как Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, направлены на систематическое развитие лексико-грамматического строя речи с учетом четко определенной последовательности. Эффективные методики включают развитие как простых, так и сложных лексико-грамматических конструкций и усиление навыков связной и структурированной речи.

Изучение методической литературы позволяет выделить ключевые компоненты тяжелых нарушений речи, включая лексический и грамматический строй, процессы фонематического характера, звукопроизношение и просодическую организацию звукового потока.

Важно уделять внимание как расширению словарного запаса и структуре значений слов, так и морфологическому и синтаксическому уровню грамматической структуры речи. Кроме того, последовательная работа над грамматическими конструкциями, такими как согласование существительных с прилагательными и глаголов с числительными, является ключевым аспектом коррекционной работы.

Систематическое взаимодействие с сотрудниками детских учреждений и родителями также играет важную роль в успешной коррекции речевых трудностей. Всесторонний подход к развитию языковых навыков у детей с ТНР включает как фронтальные логопедические занятия, так и домашние занятия, обеспечивая тем самым наилучшие результаты.
Инновационная логопедическая методика, разработанная н.в. Серебряковой, представляет собой значимый шаг в области коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ее подход, основанный на активном использовании словаря ребенка, отличается от традиционных методов и предлагает эффективные приемы для формирования лексико-грамматического строя речи.

Исследования н.в. Серебряковой выделяют ряд особенностей лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР, что позволяет точнее анализировать их потребности и разрабатывать индивидуальные подходы к коррекции. Ее методика акцентирует внимание на использовании игр, знакомстве с литературой, наблюдениях и праздниках как средствах для активного усвоения и закрепления языковых конструкций.

Важно отметить, что применение этих методов в контексте фронтальных логопедических занятий для старших дошкольников с ТНР предполагает уточнение значений слов, работу с словообразовательными процессами, закрепление обобщенных понятий и другие эффективные приемы. Кроме того, внедрение визуальных символов в процесс обучения способствует лучшему запоминанию лексико-грамматических правил и структур, а также создает игровую и интересную атмосферу, способствующую эффективному вовлечению детей в учебный процесс.

Список литературы
.1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. – М.: Владос, 2015. – 296 с.
.2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Изд-во ЛКИ, 2022. – 218 с.
.3. Богданова Н.Н. Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Богданова // Вестник науки. – 2022. – №7 (52) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-leksiko-grammaticheskogo-nedorazvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 03.02.2024). 
.4. Тюнеева А.А. Преодоление грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР / А.А. Тюнеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3 (6). – С. 146–148 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1264/ (дата обращения: 03.02.2024). EDN WWGVKN 

Поиск