Опубликованные материалы

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога

23-01-2024

Ланцева Софья Александровна

 Учитель-дефектолог

Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.


Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Наиболее актуальны вопросы здоровьясбережения для детей не только со слабым соматическим здоровьем, но и имеющие нарушение в психологическом здоровье. Эти дети нуждаются не столько в укреплении здоровья, сколько в поддержании сохранившихся функций и компенсации утерянных. Наличие затруднений в обучении и воспитании, говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в саду.
Здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);
• технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);
• коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Зрительная гимнастика. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей. Она проводиться в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Пальминг (автор У. Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и помогает им отдохнуть. Используется после зрительных нагрузок. Дети самостоятельно или с помощью взрослого растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. Упражнение с меткой на стекле (по Аветисову). Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит.
Дыхательная гимнастика – система упражнений на развитие речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, самочувствие ребёнка становится лучше. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
Пальчиковая гимнастика. Цель развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Многочисленные исследования подтвердили, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок и т.д. Используются различные упражнения графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др. Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мышления.
Артикуляционная гимнастика. Даже самые простые движения всех органов артикуляции оказывает благотворное влияние на чёткость произношения звуков, координацию движений. Упражнения преподносятся детям в игровой форме, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Физкультминутка. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Они проводятся в игровой форме и вызывают положительные эмоции у детей. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. Ходьба и маршировка в разных направлениях, музыкальные игры способствуют развитию общей моторики, речи, умению ориентироваться в пространстве, внимания.
Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки (БАТ). БАТ – это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создаётся биологически активная зона. Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определённым внутренним органом.
Элементы Су-джок терапии. Цель нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладонями, дети массируют мышцы рук. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной работы детей на уроках.
Аурикулярный массаж – это воздействие на точки ушной раковины. Воздействуя на точки ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Данный массаж рекомендуется детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж можно применять ежедневно, его можно делать в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок, желательно придерживаться одного ритма движений. Массаж делают до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущения тепла.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся.
Цель сказкотерапии:
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, тревоги;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в группе;
• развития внимания, восприятия, речи, воображения.
Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит.
Ароматерапия - терапевтическое воздействие запахов на организм человека (эфирных масел, фруктов, хвои, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают его концентрацию внимания, усиливают процесс запоминания. Эфирные масла используются в минимальных дозах и с осторожностью, т.к. могут вызвать аллергические реакции.
Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. Восприятие отдельных музыкальных произведений и звуки природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.
Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает мелкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок обладает релаксирующим действием. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: фасоль, горох, манку и пр.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребёнка, может создавать определённый эмоциональный фон, обладает стимулирующим, активизирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом.
При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учите

Поиск