Опубликованные материалы

"Путешествие в сказочный лес " Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет

27-04-2024

Мячина Ольга Викторовна

 Воспитатель , МБДОУ " Детский сад" Умка"


Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет « Путешествие в сказочный лес»

Цель :формировать знания о лесных жителях
Задачи:
-уточнить расширить и активизировать словарь детей
-развивать зрительное внимание, мышление, воображение
-воспитывать культуру общения и поведения на занятиях



Ход занятия:
-Ребята! Посмотрите , какой сегодня хороший , солнечный день. Хотите мы с вами отправимся в сказочный лес?(ответ детей). Но для этого мы должны быт бодрыми и весёлыми! Давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим друг другу наши красивые улыбки , повернёмся друг к другу и улыбнёмся .
А теперь возьмёмся за руки и отправимся в путешествие в лес.( Дети проходят по тропинке с цветами. Под музыку .Пришли на полянку и сели на стульчики).
-Посмотрите , как здесь красиво!(Обращаю внимание детей на плакат «Лес»).
-Но для того чтобы нам продолжит наше путешествие мы должны вспомнить правило поведения в лесу .( Дети поочереди берут карточки с запрещающими картинками и называют правила , что нельзя делать в лесу)
-Не вырывать кустарники с корнем
-Не разорять птичьи гнёзда
-Не разорять муравейники
-Не забирать из леса животных
-Не рвать цветы
-Не ловить бабочек и стрекоз
-Не шуметь
-Не разжигать костер
-Не оставлять мусор
-Не бить стекло
-Правильно , все правила вспомнили, молодцы!
-Ребята посмотрите , какая интересная поляна, Как вы думаете , кто здесь живёт ? ( ответы детей)
-Давайте , я буду вам загадывать загадки , а вы попробуйте отгадать , и найти карточку с правильным ответом и разместить её на нашей поляне.
Хожу в пушистой шубе.
Живу в густом лесу .
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( Белка)

Летом ходить без дороги
Возле сосен и берёз
А зимой он спит в берлоге ,
От мороза прячет нос ( Медведь)

Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живёт ,
Вдеревне кур крадёт? ( Лиса)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. ( Лось)

Есть в лесу свирепый зверь
Встретишь-убегай скорей
Ест он жёлуди и в грязь
Любит залезать под час .
Полосатые штанишки
Носят все его детишки.
Знаешь, кто у них родня?
Всем известная свинья
Отгадай загадку сам.
Ну конечно же , ….. ( Кабан)

-Ребята вы быстро и правильно отгадали все загадки .А какие это животные ? (ответы детей: дикие)
-А вот еще осталась карточка , давайте её тоже разместим на нашей поляне ( обращаю внимание детей на карточку с кошкой)
-Дети . Нет это кошка – домашнее животное , а в лесу живут дикие животные.
-Ребята , а почему их называют дикими животными? В чем главное отличие диких животных от домашних? ( ответы детей)
-Правильно , дикие животные сами о себе заботятся: сами добывают пищу, сами строят дом)
-Сегодня мы поговорим о жителях леса ( Обращаю внимание детей на плакат с дикими животными ) Посмотрите сколько их!

-Я вам хочу показать очень интересную книгу , которая называется ВИММЕЛЬБУХ. Эта книга про жизнь животных .Её придумала немецкая художница Карьяд .Специально для детей она нарисовала много удивительных книг- виммельбухов .А знаете в чем её особенность ? Давайте поближе её рассмотрим .Смотрите , какие красочные иллюстрации, картинки.И заметили в книги совсем нет слов , но зато очень много картинок .Совсем нет пустого места .Вся книга занята рисункми.
И посколько в книге совсем нет слов , вы сами можете придумать разные истории. Придумать целый мир .Можно загадать загадки, придумать стихи или просто посчитать животных на картинке, определить какое время года , чем занимаются животные , можно найти любимого животного и придумать про него рассказ или просто его описать .
-Ребята вам понравилась книга ? Вы запомнили как она называется?
-А хотите придумать свою историю ? Тогда наше путешествие продолжается , и мы с вами сейчас пройдём за столы , и каждый попробует придумать свою историю .

ФИЗМИНУТКА
По тропинке в лес пойдём
Лужу мимо обойдём
Перепрыгнем мы ручей
Посмотрели мы на право
Посмотрели мы на лево
Посмотрели в облака
Ах какая красота !
( Дети проходят за столы , где у каждого ребенка лежит распечатанная картинка из книги виммельбуха , лупа)

-Ребята , а как вы думаете , зачем нам нужна лупа, ( ответы детей)
-Правильно , чтобы рассмотеть мелкие предметы, или маленьких животных .

-Ребята как вы думаете какое время года изображено на картине ? А почему вы так думаете ? А каких животных вы здесь узнали? ( ответы детей)
-Посмртрите , здесь и насекомые есть . Они очень маленькие, и для того чтобы нам их рассмотреть нам и понадобится лупа ( посчитать сколько ножек , рассмотреть глазки)

-Я вам сейчас загадаю загадку , а вы поробуйте её отгадать .
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион ( муравейник)

-Нашли , молодцы!
-Верно , это муравейник, Дима , расскажи нам , нашел муравейник? А кто живет в муравейнике?
(Рассказ ребенка про муравейник)
Муравей -это насекомое .Они живут в муравейнике. Муравьи строят свой дом из веточек , соломок, песка, Это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат .Этот дом очень прочный, спасёт от ветра и холода. Муравьи очень трудолюбивые .Муравьи -защитники леса . Они сохраняют лес от опасных насекомых , которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и муравейники надо оберегать , не разорять.

-Я вам предлагаю встать около стульчиков и превратится в муравья.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот
Как бревно взволив на спинку
Он домой её несёт
Он сгибается под ношей
Он ползёт уже с трудом
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом

-Ксюша, а ты какое насекомое нашла?( божья коровка. )
-А сколько их? А как выглядит божья коровка? ( рассказ ребенка про божью коровку)
Выглядит б.к. ярко и необычно, их круглая спинка окрашена в ярко красный оттенок и покрыта точками .А вы знаете , что название «коровка» скорее всего , связано с особенностью жучка, он может давать молоко , причём необычное , а рыжее!. Такая жидкость выделяется в случае опасности из лапок.Молочко очень неприятное на вкус, а в больших дозах даже смертельно! Для хищников , желающих сьесть коровку. А «божья» её возможно назвали за безобидность характера и помощь в сохранении урожая путем уничтожения тли. Б.к. уничтожает различных опасных вредителей , чем проносит огромную пользу сельскому хозяйству. Б.к несмотря на безобидный вид -хищница , поедает она вредителей леса . Но несмотря на это б.к считается символм удачи . И если божья коровка села на вас , её нельзя прогонять , чтобы не спугнуть удачу .
Пальчиковая гимнастика
По цветку ползёт букашка
( выставить из левого кулака указ.палец и мизинец-это усы б.к)
На ней красная рубашка
( накрыть спинку б.к.правой ладонью)
Маленькая крошка
(правой рукой погладить б.к.)
На спине горошки
(указ.пальцем пр. руки ставить точки на спинке б.к).


-Милана , я знаю , что у тебя есть любимое животное , а посмотри , на нашей картине есть это животное, может похожее на него ?( ответ ребёнка - есть это хомячки )
-Да Милана , это животное очень похоже на хомячков , но это дикое животное , т.к они живут в лесу . А называют их – мышиная ласка . Посмотри внимательно , что ты можешь рассказать про них? Сколько их? ( рассказ ребенка)
Ласка- самый маленький на Земле хищник . У зверька туловище и лапки тонкие , когти на них острые . Возьмите лупу и внимательно рассмотрите. Хвостик короткий без черного кончика.Ласка свободно проникает в довольно узкие щели. Ловкость помогает ей легко догонять добычу, а острые зубы -быстро расправляться с грызунами. Передвигается животное по зеиле большими прыжками или плашмя. По деревьям почти не лазает . Хорошо плавает .

-Оля а ты какое животное узнала? (ответ -олени)
-А где на картине расположены олени?( в центре) А сколько их? А что ты можешь про них рассказать ? ( рассказ ребенка)
Олени ходят стадами .В стаде олени разного возраста . Есть старые и малыши .Взрослые олени защищают малышей от волков. Бывает что волки нападают на стадо . Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога.Рога у них острые . Волки опасаются оленьих рогов. В стаде есть вожак .Это самый сильный олень. Все олени ему прдчиняются. Вожак охраняет стадо .Когда стадо отдыхает , вожак находит самый высокий камень . Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встают и уходят подальше от беды.

Физминутка
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит
Тук-тук
Дверь открой
Там в лесу
Охотник злой
Быстро двери открывай
Лапу мне давай


-Ребята , послушайте , про кого сейчас поговорим
Ярко красная головка .
Перестук устроит ловко .
И умело без промашек
Достаёт в коре букашек .
Догодался ты , приятель ?
Там стучит весёлый …..( дятел)

-Правильно это дятел , Максим нашел где изображен дятел ? Расскажи нам пожалуйста про него . Какой он .( рассказ ребенка про дятла)
- Дятел птица умная , самая трудолюбивая птица в лесу . Стуча по дереву , он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает из под коры. Древесные насекомые , личинки , муравьи – любимая добыча птицы. У дятла очень длинный язык .Для чего он нужен? Дятел ведь не болтун . Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых , приносящих дереву вред .Ведь не зря его называют «доктором леса». Дятел в лесу никогда не станет долбить здоровое дерево В одеяние дятла присутствует черно-белая гамма .Только голова и уголки клюва -насыщенно красные .
-Хотите послушать как стучит дятел ? ( фонограмма лесного дятла).

-Никита , а ты про какое животное придумал рассказ ? ( рассказ ребенка про кабана)
Кабан -ближайший родственник домашней свиньи. Кабаны довольно быстро бегают . Они больших размеров и очень тяжелые . У взрослых кабанов- самцов вырастают клыки , опасные для любого животного . Тело у кабана покрыто жесткой щетиной .Но вот зрение у кабана не очень хорошее. О приближении опасности они узнают благодаря слуху и великолепному обонянию.
-Послушайте стихотворение
Все иметь хотят
Полосатых поросят
Забывая . Что потом
Каждый станет кабаном .

- Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие , и нам пора возвращ

Поиск