29-04-2024
Елизавета Самуиловна Фаевцева
МБУДО ДШИ №12 г. Новосибирск
Организация работы исполнителя над музыкальным произведением основывается на знании закономерностей творческого процесса, а также на понимании его психолого-педагогических условий. Рассмотрим сначала некоторые общие музыкально-педагогические принципы этой работы. Характерные для всех стадий обучения и этапов творческого процесса, эти методические принципы реализуются с учетом индивидуальных особенностей каждого исполнителя.
На всех стадиях обучения, включая первоначальное музицирование, работа над музыкальным произведением подчиняется творческому познанию - постижению художественного образа. Естественно, что в зависимости от индивидуальности исполнителя и его мастерства уровень постижения и воплощения художественного образа будет различаться, однако принцип познания художественного образа как основы исполнительского творчества остается незыблемым для всех исполнителей.
Развитию художественного мышления способствуют современные технологии активизации познавательной деятельности. К ним, прежде всего, относится принцип «проблемного обучения». В основе «проблемного обучения» лежит стремление максимально увлечь, заинтересовать учащегося и создать такую ситуацию, которая побуждает его к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. Ставя перед учеником новые задачи, требующие самостоятельного решения, педагог помогает найти способ этого решения и объясняет его принципиальные основы. В работе над музыкальным произведением такая проблемная ситуация создается при изучении художественного образа сочинения; проблемная постановка вопросов может быть использована педагогом и при сознательном выборе соответствующих художественному образу исполнительских средств выразительности и технических приемов. С принципами «проблемного обучения» несовместима «рецептурность» в педагогике, «натаскивание», перегрузка занятия множеством «попутных», разбросанных и не взаимосвязанных замечаний, отвлекающих от решения существенных исполнительских задач.
Важным условием эффективной работы исполнителя над музыкальным произведением является рациональная организация во времени. Для этого необходимо научиться работать концентрированно, с максимальной отдачей, чтобы количество затраченных усилий всегда приводило к художественному результату. При этом следует использовать здоровьесберегающие технологии, т.е. упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, упражнения для расслабления, снятия стресса.
Не менее важно четкое и заблаговременное планирование исполнительской работы. Ориентировочный регламент основных стадий работы составляется с учетом объективных сроков, сложности репертуара и индивидуальных возможностей исполнителя. Такое реальное планирование мобилизует исполнителя, помогает создать стабильный ритм в работе и здоровый психологический климат. Все это, однако, не исключает нелегких, порой мучительных поисков своей истины в музыке - трудностей познания образа, поисков правдивой и выразительной интонации, художественной формы воплощения, словом, всего того, что всегда требует полной самоотдачи.
Это лишь некоторые общие технологии эффективной работы над музыкальным произведением. Рассмотрим, как они проявляются в разных условиях на различных стадиях работы - начиная от выбора музыкального произведения и до его завершенного исполнения на эстраде. При формировании репертуара важен личностно-ориентированный подход в обучении: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. При формировании репертуара важно определить меру сложности произведения и соотнести ее с исполнительскими возможностями учащегося. Умение ставить посильные и одновременно развивающие ученика серьезные художественные задачи составляет существенную черту педагогического опыта и мастерства.
Как показывает практика, естественный и гармоничный творческий рост учащихся происходит при соблюдении общедидактического принципа постепенности в обучении. Этому, в частности, соответствует важный принцип «постепенного усложнения фактуры» при отборе изучаемых произведений. Тем самым обеспечивается эффективное действие педагогического принципа от простого к сложному. Мера постепенности в овладении более сложным репертуаром зависит от способностей, организованности и целеустремленности ученика. Резкое завышение сложности репертуара дезорганизует исполнителей, приводит к дилетантизму. Форсирование репертуара отрицательно сказывается на уровне его исполнительского воплощения, вызывает фиксацию неверных двигательных приемов и слуховых представлений.
Не менее порочна и другая педагогическая крайность - сознательное занижение трудности репертуара, тормозящее планомерное творческое продвижение исполнителей. Такая репертуарная «подстраховка» не имеет ничего общего с включением в репертуар нескольких несложных пьес для качественного их освоения в более короткий срок. В репертуарной стратегии и тактике педагога важно понимание общих черт и различия между учебным и концертным репертуаром. Формировать репертуар педагогу следует непременно методом убеждения (а» не авторитарным «давлением»), раскрывая музыкальные достоинства произведений и увлекая ими учащегося. Все это, естественно, требует от педагога настойчивой систематической работы по изысканию репертуара, в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий.
Процесс изучения музыкального произведения обычно расчленяется на три этапа; при этом оговаривается известная условность такого разграничения, взаимосвязь и изменчивость стадий - в зависимости от уровня обучения и индивидуальных особенностей исполнителя. Важно отметить, что первая стадия работы единодушно считается предопределяющей итог, поскольку в ней как бы закладывается фундамент постижения и воплощения художественного образа. «Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, учащемуся необходимо постигнуть его идею в целом, необходимо получить ясное представление об его общей структуре, прежде чем составить себе окончательное представление о характере вещи», - замечает Л. Ауэр [1]. Этому сопутствует анализ фактуры, жанрово-стилистических черт, программы или литературной основы сочинения.
С точки зрения развития творческой самостоятельности, многие музыканты считают принципиально неверным начинать работу с прослушивания произведения в записи мастеров. Поэтому использование интернет-технологий для прослушивания записей с помощью интернет ресурсов, как звучит изучаемое произведение в исполнении других исполнителей, более целесообразно на поздних стадиях, когда у учащегося сформировалось собственное отношение к произведению, свой замысел интерпретации.
Второй этап работы исполнителя предполагает дальнейшее углубление в художественный образ сочинения путем всестороннего изучения нотного текста. Репетиционная работа должна быть всецело подчинена выявлению образного содержания и идеи сочинения, при этом в творческом процессе звукового воплощения исполнительский замысел постоянно уточняется и обогащается. Наибольшая сложность второй, по времени самой продолжительной стадии, - в умении так организовать работу, чтобы техническое освоение стало бы практическим решением исполнительского замысла. С этой целью рационально последовательное «озвучивание» произведения по эпизодам. В процессе тщательной проработки фактуры отдельные законченные по смыслу эпизоды объединяются в более крупные построения, а затем - в целостное развитие.
Итак, основу учебно-тренировочной работы исполнителя составляет повторение. Вариантные повторения (в разных темпах, с разной мерой подобных приемов артикуляции, динамической нюансировки и т.д.) носят творческий характер, активизируют мышление и воображение, снижают утомляемость. В конце второго этапа работы период «разборки» произведения сменяется его целостным и одновременно дифференцированным охватом в темпе близком к окончательному.
Заключительная стадия является наиболее ответственной - в это время произведение полностью «созревает» и выносится на суд слушателей, а эстрадная обстановка, как известно, требует предельной мобилизации духовных и физических сил исполнителя. Лишь при обращении к публике и в контакте с ней полностью выявляются существенные черты исполнительской индивидуальности - образное мышление, воля, культура, артистизм, темперамент и техническое мастерство, направленные на содержательное, правдивое и убедительное воплощение художественного образа сочинения.
Решению поставленных задач в немалой мере способствует рациональная организация пред концертной работы. Нельзя недооценивать роли заключительного этапа и сокращать его сроки, так как окончательное оформление замысла и шлифовка исполнения требует достаточного времени. Однако завершающий период нежелательно и слишком растягивать - работа должна проходить интенсивно и увлеченно, иначе притупляется восприятие, утрачивается непосредственность и эмоциональная заразительность исполнения.
Уверенность как основа творческой свободы на эстраде «программируется» характером всей подготовительной работы. Лишь полная убежденность в своем замысле. увлеченность им и уверенность в возможности его реализовать способствует необходимому на эстраде состоянию собранности и внутренней свободы.
Предпосылкой творческого самочувствия на эстраде служит и специальная морально-психологическая подготовка исполнителя к концертному выступлению. Психологическая самоподготовка исполнителя должна подкрепляться рациональным режимом труда и физической тренированностью. Творческому состоянию противопоказаны переутомление и нервные перегрузки, отвлекающий от подготовки к концерту. Особенно нежелательны напряженные продолжительные репетиции и многократные, с полной эмоциональной отдачей «чистовые» прогоны в дни выступления.
Окончательной проверкой эффективности работы исполнителя может служить только концертное выступление. Оно является мерилом мировоззрения, общей культуры, профессиональных данных, мастерства и характера индивидуальности исполнителя.