Опубликованные материалы

Методическая разработка занятия «Своя игра» (игра – викторина по шахматам)

02-02-2024

Александр Петрович Кривоносов,

 педагог дополнитедьного образования МБОУ "Родионово-Несветайская СОШ №7"

Методическая разработка занятия «Своя игра»

(игра – викторина по шахматам)

Цель - обобщение и систематизация знаний обучающихся по предмету «Шахматы» первого года обучения.

Задачи:

- формировать у обучающихся положительную мотивацию к предмету «Шахматы» через игровую деятельность;

- способствовать развитию любознательности, творческой активности;

- развивать логическое мышление, память, речь;

- развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия;

Возраст: 7 – 8 лет.

Количество: 15 – 18 человек.

Оборудование

Для ведущего - компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная презентация, карточки с нумерацией для жеребьёвки, таблички с названиями команд.

Для участников - чистые листы бумаги, фломастеры, ручки, коробка с цветными квадратами.

Для членов жюри - оценочные листы, ручки.

Предварительная работа: класс делится на 3 команды (не более 5 – 6 человек), обучающиеся выбирают капитана, дают название своей команде.

Форма организации детей: групповая.

Вид занятия: игра – викторина.

Методы, используемые на занятии: игровые; частично-поисковые; словесно-логические.

Ход занятия


Организационный момент.

Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.


Целеполагание. Мотивация


Слайд 2. Заставка «Шахматы»

- Ребята, а вы догадались, о чём пойдёт речь на занятии? (ответы детей).

- Почему шахматы называют гениальной игрой? Миром чудесной сказки? (ответы детей).


Слайд 3. Заставка «Своя игра»

- Шахматы – это спортивная игра. Но это особый вид спорта. Игроки меряются не физической силой, а состязаются, кто сообразительнее, находчивее и терпеливее[3]. - Игра, которая начнётся через несколько минут, предоставит вам возможность блеснуть своими знаниями в области шахмат. Она похожа на телевизионную игру, называется «Своя игра». Только бороться за результат вы будете не в одиночку, а в команде.


Представление команд. Представление членов жюри.

Последовательность хода определяется жеребьёвкой (карточки с нумерацией для жеребьёвки – 1, 2, 3) .


Актуализация комплекса знаний и способов деятельности


- Ребята, на экране игровое поле. Задания представлены в виде таблицы. В таблице 5 рубрик и указана стоимость вопроса. Каждая команда по очереди выбирает рубрику и стоимость вопроса. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, дать ответ. За правильный ответ команда получает баллы, которые в дальнейшем суммируются. Выигрывает та команда, у которой наибольшее количество баллов. (Например, выбираем Загадки – 10. Ведущий зачитывает вопрос, команда его обсуждает, один игрок от команды даёт ответ. История – 40 и т. д.).


Слайд 4. Заставка «Игровое поле»


Загадки

10

20

30

40

50

Ребусы

10

20

30

40

50

История

10

20

30

40

50

Задачки

10

20

30

40

50

Всезнайка

10

20

30

40

50

[3]Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду,1998. с.65

- Ребята, в одном из блоков есть «хитрый» вопрос, мы назовём его «Кот в мешке». Тема вопроса – Олимпиада. На этот вопрос будут отвечать сразу все команды. Команда, которая знает ответ на вопрос, поднимает жетон и отвечает. Если команда ошибается, то право ответа переходит к следующей команде.

- Я желаю, чтобы сегодня на занятии:

- вы помогали друг другу;

- решали проблемы вместе;

- у вас было хорошее настроение.


Самостоятельное применение знаний в сходных и новых ситуациях


Категория «Загадки»

- Ее загадаешь - себя проверяешь, её отгадаешь - радость получаешь! Загадки о шахматной доске и шахматных фигурах.


Слайд 5.

10 64 близнеца

На два лица:

Половина белых,

Половина чёрных. (Шахматная доска).

Слайд 6.

20 Силу если их сложить,

Можно восемь получить. (Пешка).

Слайд 7.

30 Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку –

Прекращается игра. (Король).

Слайд 8.

40 На шахматной доске –

Сильнейший он.
«Плывёт», ну, как ладья,
И «топает», как слон. (Ферзь).

Слайд 9.

50 Сами одного цвета,

а дороги их – разного. (Слон).


Категория «Ребусы»

- Зашифрованы названия шахматных фигур и шахматные термины.

Слайд 10.

10 КОТ , НЬ (Конь).

Слайд 11.
20 ПЕЧКА Ч = Ш (Пешка).

Слайд 12.

30 ФЛАГ, НГ (Фланг).

Слайд 13.

40 ЛЕВ Е = О ,ПУШКА (Ловушка).

Слайд 14.

50 ГОРА, И ЗОНТ АЛЬ (Горизонталь).


Категория «История»

- Вопросы касаются истории развития шахмат.

Слайд 15.

10 Родиной шахмат считается… (Индия)

Слайд 16.

20 Персидская фраза «шах – мат» – означает… (Король побит).

Слайд 17.
30 СВОЯ ИГРА. (Выбрать цену вопроса).
В 1886 году в обиход входит титул «чемпион мира по шахматам».

Кто был первым чемпионом мира? (Вильгельм Стейниц).

Слайд 18.
40 Шахматы в древности назывались? (Чатуранга).

Слайд 19.
50 Когда отмечают Международный день шахмат? (20 июля).


Категория «Задачки»

- Думайте и тренируйте логику, память, мышление, сообразительность.

Слайд 20.

10 Сколько клеток на шахматной доске? (64 клетки).

Слайд 21.

20 Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа).

Слайд 22.
30 Вова выиграл две партии, Дима проиграл две партии. Одну партию они сыграли в ничью. Сколько партий в шахматы сыграно? (Три партии).

Слайд 23.

40 Какая фигура в «отличницах» ходит? (Ладья).

Слайд 24.

50 КОТ В МЕШКЕ (Олимпиада).

Какую игру называют «шахматами» на льду»? (Кёрлинг).


Категория «Всезнайка»

- Проверим, насколько хорошо вы знаете своеобразный мир шахмат.

Слайд 25.

10 Грубый просмотр, приводящий к проигрышу партии? (Зевок).

Слайд 26.

20 Самый мирный итог поединка? (Ничья).

Слайд 27.

30 Игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки? (Поддавки).

Слайд 28.

40 Как называют партию по быстрым шахматам? (Рапид).

Слайд 29.

50 Край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h. (Фланг).

Слайд 30. Спасибо за игру!

После окончания игры члены жюри подсчитываются баллы, определяется команда-победитель.

Рефлексия

- Пока жюри определяет победителя, я предлагаю вам составить синквейн по теме нашей игры – викторины.

Синквейн [1] (Приложение 2).

Поиск