14-11-2024
Татьяна Николаевна Мириленко
Заведующий, Запорожская область,г.Мелитополь, ГБУ ДОО ЗО "Детский сад № 17 "Дюймовочка"г.Мелтополь
УДК 373.24373.24
АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ДИНАМИКИ В ДОУ
Мириленко Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет»
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация. В статье были сформулированы определения профессионального развития педагогических кадров дошкольного образования, кадровой динамики, форм кадровой организации дошкольного образования. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи внедрения «Программы повышения профессиональной компетенции кадров ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя» и развития профессионализма педагогических работников исследуемого дошкольного учреждения. Был определен алгоритм реализации программы повышения профессиональной компетенции кадров дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: кадровая динамика, формы кадровой организации дошкольного образования, дошкольники, профессиональное развитие педагогических кадров дошкольного образования.
Постановка проблемы. Новые образовательные приоритеты порождают необходимость переосмысления и переоценки целого ряда психолого-дидактических проблем. Готовность педагогов к работе в соответствие со спецификой социального заказа становится ключевым элементом в успехе проводимых преобразований. Это ориентирует современную систему дошкольного образования на постановку новых задач и выдвижение новых требований к личности и деятельности педагогических кадров, где ведущее место занимают требования, связанные с формированием определенных квалификационных характеристик, совокупность которых в целом составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного учреждения как субъекта профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что для современного педагога неотъемлемой составляющей профессионализма деятельности является профессионализм личности. Анализ основных исследований по изучаемой проблеме в широком системном контексте показывает, что «квалификационные характеристики педагога дошкольной образовательной организации» как феномен, несмотря на достаточное количество исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получил своего исчерпывающего анализа. Все это определяет актуальность темы данного исследования [1, с. 15].
Анализ последних исследований. Методологические аспекты систем развития кадрового потенциала организационных структур ДОУ исследовали такие авторы, как Т.Ю. Базаров, А.В. Бандурин, Ю.А. Бодак, О.С. Виханский, И.А. Герчекова, Е.Н. Голованова, Г.Я. Гольдштейн, М.Ю. Горбунова, Е.П. Гусева, В. Данилова, А.Л. Жуков, Д.Ю. Знаменский, А.Я. Кибанов, А.А. Литвинюк, В.И. Лихацкий, А.Н. Люкшинов, И.К. Макарова, В.И. Маслов, Е.А. Митрофанова, Е.Б. Моргунов, С.К. Мордовин, В.П. Надеждина, С.И. Самыгин, Г.Н. Сартан, И.А. Скопылатов, В.А. Спивак, Л.Д. Столяренко, А.А. Тебекин, В.В. Травин, В.Н. Федосеев, В.М. Цветаев, Ю.А. Цыпкин, О.Л. Чуланова, С.В. Шекшня [2, с. 60].
Вопросы трудовой мотивация кадров ДОУ в своих работах исследовали такие авторы, как В.Г. Асеев, Ю.К. Балашов, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, А.П. Егоршин, С.В. Иванова, Е.П. Ильин, А.Н. Клочков, В.И. Ковалев, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, Д. Макклелланд, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Ж. Нюттен, Л.Б. Орлов, О.И. Павлюк, Н.И. Петрова, Н.С. Пряжников, Н.О. Самоукина, Ж.П. Трачум, Э.А. Уткин, А.А. Файзуллаев, Р. Фрэнкин, Х. Хекхаузен, В.Д. Шадриков, С.А. Шапиро, В.А. Шаховой, П.М. Якобсон [3, с. 18].
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования – произвести анализ кадровой динамики в ДОУ.
Изложение основного материала исследования.
Наименование дошкольной образовательной организации: Государственное бюджетное учреждение дошкольной образовательной организации Запорожской области «Детский сад № 17 «Дюймовочка» г. Мелитополя» (ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – ориентир развития системы дошкольного образования РФ, в том числе – и ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка» [4, с. 33].
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймвочка»».
Дополнительная общеобразовательная программа № 1 – дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог».
Дополнительная общеобразовательная программа № 2 – дополнительная общеразвивающая программа «Цветные ладошки» [5, с. 18].
Работа с кадрами в образовательном учреждении «Дюймовочка» нацелена на личностный профессиональный рост воспитателей и специалистов, стимулирование непрерывного, целенаправленного повышения квалификации педагогических работников, использования ими современных педагогических технологий, а также на повышение эффективности и качества педагогического труда. Традиционно работа с кадрами включает в себя: оказание помощи педагогам образовательного учреждения, осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, помощь молодым педагогам (путем наставничества, индивидуальной помощи). Администрация детского сада «Дюймовочка» уделяет повышенное внимание новым сотрудникам и оказанию индивидуальной помощи в зависимости от профессионального уровня и потребностей педагогов [6, с. 10].
Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В практике четко прослеживается зависимость улучшения качества образования и необходимости педагогам готовиться и проходить процедуру аттестации.
Квалификационные категории предполагают дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом. Самооценка и оценка уровня квалификации педагогического работника происходит по-новому оценочному инструментарию, разработанного в соответствии:
– требованиями к квалификационным категориям, установленными Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 07 апреля 2014 года № 276;
– квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н [7, с. 37].
Методикой аттестации и исследования эффективности «Программы повышения профессиональной компетенции кадров ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя» выступил Педагогический тест определения профессиональной компетентности воспитателя ДОУ [8, с. 41]. В таблице 1 мы видим Результаты прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя за 3 учебных года 2020-2023 гг.
Таблица 1 – Результаты прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя за 3 учебных года 2020-2023 гг.
2020-2021 учебный год, % 2021-2022 учебный год, % 2022-2023 учебный год, %
баллы % баллы % баллы %
Средний результат всего коллектива 28,5 75,0 28,7 75,5 34,5 90,8
Из данных таблицы 1 видно, что в период 2020-2021 гг. средний результат всего коллектива ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя по Педагогическому тесту определения профессиональной компетентности воспитателя ДОУ составил 28,5 балла (75,0%); в период 2021-2022 гг. средний результат всего коллектива составил 28,7 балла (75,5%); в период 2022-2023 гг. средний результат всего коллектива составил 34,5 балла (90,8%).
Эти данные можно отобразить графически на рис. 1.
Рис. 1 – Результаты прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя за 3 учебных года 2020-2023 гг. (проценты, %)
Из данных таблицы 1 и рис. 1 видно, что в период с 2022 по 2023 год результаты повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя выросли на 15,3% по сравнению с предыдущим периодом 2021-2022 года. Это связано с применением «Программы повышения профессиональной компетенции кадров ГКУ ЗО «Детский сад № 17 "Дюймовочка"» г. Мелитополя», которая таким образом подтвердила свою эффективность.
Выводы
Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая изучает закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения квалификации сотрудников. В дошкольном учреждении составлен план – график, в котором предусматриваются сроки, различные формы повышения квалификации педагогов.
К системе повышения квалификации и переподготовки предъявляются следующие требования:
• полный охват всех педагогических кадров образовательного учреждения;
• дифференцированных подход к разным категориям сотрудников: использование различных форм повышения квалификации в зависимости от образования, стажа работы, занимаемой должности;
• непрерывность повышения квалификации педагогов (один раз в три года);
• системность и последовательность мер по повышению квалификации педагогов: наличие плана повышения квалификации на 5 лет (должны быть включены все сотрудники).
В период 2020-2021 гг. средний результат всего коллектива ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя по Педагогическому тесту определения профессиональной компетентности воспитателя ДОУ составил 28,5 балла (75,0%); в период 2021-2022 гг. средний результат всего коллектива составил 28,7 балла (75,5%); в период 2022-2023 гг. средний результат всего коллектива составил 34,5 балла (90,8%).
Итак, в период с 2022 по 2023 год результаты повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ГКУ ЗО «Детский сад № 17 «Дюймовочка»» г. Мелитополя выросли на 15,3% по сравнению с предыдущим периодом 2021-2022 года. Это связано с применением «Программы повышения профессиональной компетенции кадров ГКУ ЗО «Детский сад № 17 "Дюймовочка"» г. Ме