Опубликованные материалы

«Виртуальный музей в детском саду – форма организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

15-11-2024

Шестакова Наталья Михайловна

 

 воспитатель, МАДОУ "Умка", г.Ноябрьск

Патриотическому воспитанию в детском саду отведена большая роль. В образовательной деятельности особое место отводится знакомству с природой страны, с культурой, традициями и бытом народов России, умению увидеть прекрасное и полюбить навсегда.
Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира. Педагоги детского сада эффективно используют такую форму обучения при внедрении элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности в образовательную деятельность как виртуальные экскурсии.
В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, с помощью которых любой желающий может в виртуальном формате пройти по залам музея, увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, прогуляться по таинственным местам парка или города, что является наиболее эффективным способом познания действительности, особенно если речь идет о воспитании маленького ребенка. Поскольку для ребенка, особенно дошкольного возраста, главным инструментом в обучении и воспитании является реальный объект: игрушка, наглядный образ, детали конструктора.
Экскурсия сама по себе является значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий - виртуальных. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным.
По своей сути, виртуальная экскурсия, в отличие от традиционной экскурсии, имеет ряд преимуществ:
- воспитатель, исходя из выбранной темы, сам может подобрать материал, который будет доступен и понятен детям дошкольного возраста, продумать необходимый маршрут;
- кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра;
- погодные условия могут помешать проведению традиционной экскурсии, тогда как в случае виртуальной демонстрации, они не являются помехой и не мешают реализовать намеченный план;
- данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу - повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Она формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию и формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Интеграция образовательных областей при использовании «Виртуального музея» позволяет не нарушать целостное восприятие ребенком мира. То, что дети видят во время «путешествия», закрепляется во время познавательно-речевой, художественно-эстетической, физической деятельности и отображается в социально-личностном развитии ребенка. Таким образом, формируется уважение к культурно-историческим традициям, связанных с историческими событиями.
Цель виртуальных экскурсий:
- уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;
- повышение речевой активности, содержательность и связность монологической речи, ее лексической стороны, при составлении высказываний детьми;
- снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.
- создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей;
- укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью общеобразовательного процесса
Интерактивные и мультимедийные средства, используемые в создании виртуального музея, усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные игровые ситуации. Погружаясь в презентационный материал по разработанным направлениям виртуального музея дошкольники, могут значительно обогатить словарный запас, высказать свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.
Использование в работе с дошкольниками виртуального музея, развивает познавательный интерес к истории города, края, страны и формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подбирается литература и материал. Можно привлечь родителей и попросить согласно теме подобрать фото-видеоматериал по заданной теме.
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные этапы при создании виртуальной экскурсии - это:
1 Этап. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода»;
2 Этап. Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод - могут быть воспитатель, и дети.
3 Этап. Заканчивается экскурсия традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.
- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.
Виртуальные экскурсии педагоги используют также и в проектной деятельности, например, при реализации исследовательских проектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальный музей является эффективной формой патриотического воспитания в дошкольном образовании, которая, несомненно, привлекает внимание как детей, так и их родителей и педагогов, является отражением инициативы детей, обогащает развивающую среду детского сада и внедряет использование новых форм и технологий в дошкольное обучения.

Поиск