23-01-2024
Аристова Ирина Павловна
педагог-организатор
Современная педагогическая наука, воспринимающая образование как средство для воспроизведения творческого и духовного потенциала человека, имеет в своем наличии арсенал образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению ученых, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в большей степени способствует синтез искусств.
Задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такую творческую деятельность, которая поможет ему стать целостной личностью в современном мире. Надо помнить о врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его творческих способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а также совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром. Поэтому, как один из путей развития – видится влияние театрального искусства и навыков игры, интегрированных в учебно-воспитательный процесс.
Театрально-игровая деятельность, помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурно- творческих практик для обучающихся. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности, а самое главное, развитие творческих способностей обучающихся. В этом процессе безусловно могут помочь средства и методы театрально-игровой деятельности. У ребенка, занимающегося творчеством, возникает чувство уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения.
Социальная значимость театрально-игровых занятий заключается в следующем:
- в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы обучающимся в последующей взрослой жизни;
- занятия помогают обучающимся воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;
- эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого;
- занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.;
- занятия театрально-игровой деятельностью приучают воспитанников к дисциплине и самодисциплине;
- занятия формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать;
- и, наконец, эти занятия дают личностное развитие, расширяют кругозор, дают воспитанникам дополнительные знания о жизни.
Театрально-игровое творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка и игра– это «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого ребенка. Каждый участник совместного театрально-игрового действа вносит свой творческий вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач в игре (сценических, актерских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и раскрыть творческие способности. Особенно ярко творческое мышление проявляется в сюжетно – ролевых играх. Творческое мышление в сюжетно – ролевой игре представляет собой способность к замыслу, его реализации; создание сюжета, его реализации в роли; комбинирование, переструктурирование. Сюжетно – ролевая игра может рассматриваться и как условие развития творческого мышления. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально – положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.
Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах. В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, признание, дети должны получить возможность развивать свои творческие и художественные способности. Детская театральная постановка, по словам Л.С. Выготского, «дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети взаимодействуют друг с другом, сочиняют, импровизируют роли… все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение», творческая совместная работа способствует появлению у воспитанников культурных интересов и запросов.
Театрально-игровая деятельность в воспитательной практике рассматривается как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
- развивающая: театрально-игровая деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В театрально-игровом взаимодействии заключён наиболее важный процесс – процесс непрерывного коллективного общения. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначе неминуемо разделение по группкам, ведущее к расколу и мелким дрязгам в коллективе. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом развитии. Ведь в театрально-игровой деятельности они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко взаимодействовать с любым партнёром.
Театрально-игровые занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Практическая цель театральных занятий состоит в том, чтобы каждый из детей в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, активно участвовал в театрально-игровой деятельности, чувствуя себя с каждым разом всё увереннее и успешнее. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в творческой деятельности, что выводит его на новый качественный уровень.
Художественно-творческое развитие ребенка средствами театрально-игрового искусства имеет универсальный характер, и её элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно-воспитательного процесса, как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Ориентированная, прежде всего на творчество педагога, она даёт широкую возможность сконцентрировать свое внимание на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно-организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение необходимости принципов включения смежных искусств. Занятия театрализовано-игровой деятельностью будут способствовать развитию у обучающихся творческих способностей, а также мышления, памяти, эстетических и нравственных качеств.
Театрально-игровая деятельность - самая благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка, которые он стремится проявить с самых ранних лет. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”.
Таким образом, театрализовано-игровая деятельность помогает обучающимся открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает им в совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт харизму. Дети начинают легко общаться между собой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как обучающиеся легко управляют своими чувствами и эмоциями. Но самое главное, раскрытие творческих способностей делает ребенка уверенным в себе, успешным и позволяет в дальнейшем легко добивается успеха в жизни в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генералова И.А. Театр: Учебное пособие для дополнительного образования. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
2. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 119 с.
3. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А., «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника», 2010
4. Дубровская А.В. «Приглашение к творчеству», 2002.
5. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Проспект, 2000. – 423с.
6. Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. 2005. - № 5. - С. 132.
7. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», 2002.
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: Изд-во МГУКиИ, 2004. – 320 с.
9. Матюшкин А.М. «Мышление, обучение, творчество» , 2003.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личн